Музей Памяти

Создание музея Памяти
жертв советского государственного террора в Екатеринбурге

Музей Памяти

В настоящее время в Екатеринбурге нет ни одного музея Памяти жертв политических репрессий, а ведь в Свердловске были расстреляны и уничтожены тысячи невинных людей. В здании на ул. Ленина, 17 раньше располагалось  НКВД — это то страшное место, стены, которого  до сих пропитаны  злобой и кровью невинных людей, там их расстреливали, а их тела вывезены на 12 км Московского тракта и сброшены в специально подготовленные рвы. А на здании до сих пор нет ни одной мемориальной таблички. Сейчас в этом здании находится Министерство внутренних дел, где по тем страшным коридорам ходят сотрудники, выполняя свою работу.  Конечно, было бы, наверно, лучше, если бы для сотрудников МВД выделили новое уютное светлое здание, а в нынешнем траурном здании организовать музей Памяти.

Миссия Музея – сохранение исторической памяти, осмысление прошлого во имя будущего. Музей призван стать общественным пространством для публичного представления, изучения и актуализации проблем истории массовых репрессий, принудительного труда и политической несвободы в СССР.

О необходимости создания музея Памяти жертв политических репрессий говорят многие уважаемые люди, в том числе  люди, чьи родственники были убиты в застенках  здания НКВД 30-х годов на ул. Ленина, 17. Ниже приведены мнения некоторых людей.

—————————————-

Лев Абрамович Закс
«В стремительно развивающемся мире ХХI века, в условиях постоянного совершенствования всех сторон общественной и личной жизни людей еще более возрастает значение культурно-исторической памяти: сохранения, постижения и переживания истории своей страны и всего человечества, удержания от забвения, осмысления и всестороннего учета опыта прошлого во всей его полноте и противоречивости, в сохраняемых в нем уроках практических и духовных деяний наших предшественников, их созидательных достижений и неудач, взлетов и падений, побед и поражений. Культурная память выполняет  множество важных функций. Она – основа нашей идентичности, мостик между нами и поколениями наших отцов, дедов и прадедов. Она хранитель ценностей многонациональной российской нации и ее антиценностей, т.е. того, что наши предшественники завещали нам любить и во что верить – и, наоборот, — что нам надлежит активно не любить, ненавидеть, избегать и преодолевать. Память – источник положительных и отрицательных образцов для жизни всех последующих поколений, она зовет, ведет – и предостерегает, вдохновляет на большие дела – и будит разум и совесть, удерживающие нас от роковых ошибок. Беспамятство – неразумно, вредно и опасно для общества и человека. Как не раз было замечено мудрыми людьми, «тот, кто прошлого не помнит, вновь его обречен пережить» (Джордж Сантаяна).

В истории прошедшего ХХ века, в том числе нашей Родины, рядом с грандиозными свершениями, великими открытиями и творениями человеческого гения соседствуют гигантские потрясения, масштабные, захватившие миллионы людей трагедии; наряду с прорывами к свободе и справедливости – чудовищные практики унижения, подавления и уничтожения людей разных национальностей и целых народов. Храня память о трудах, достижениях и победах, мировая культура, отечественная культура сберегают и этот страшный, трагический опыт. Ученые- гуманитарии справедливо говорят о необходимости коллективной «работы горя», чему служат множащиеся по всему миру музеи, мемориалы, монументы, произведения литературы, театра, кино, музыки. Есть они и в нашей стране, в том числе и посвященные трагическим страницам советской истории, воплощенным в понятной ныне всему миру аббревиатуре ГУЛАГ.

Свердловск-Екатеринбург, ставший за годы советской власти крупнейшим индустриальным и культурным городом, центром – столицей «опорного края державы», как сказал поэт об Урале, тоже не избежал страшного молоха сталинских репрессий. Были расстреляны и сосланы, погибли в лагерях и нравственно унижены десятки, если не сотни тысяч свердловчан – люди всех возрастов, этносов и профессий, включая и старых большевиков, высокопоставленных партийных и советских работников. В честь них и в память о них возведен сегодня мемориал на месте массовых захоронений на 12-м километре Московского тракта. Здесь же установлен и монумент Эрнста Неизвестного. И это замечательно. Но недостаточно.

Екатеринбургу и Свердловской области необходима специальная институция культуры, которая будет, во-первых, собирать и бережно хранить исторические факты, документы, свидетельства о репрессиях на протяжении всей истории советской власти, будет вести научные исследования этой трудной, но не устранимой из нашей истории темы, будет осмыслять трагический и возвышенный опыт советских людей, переживших ГУЛАГ и вопреки всему создавших свою страну, отстоявших ее свободу и независимость в схватке с нацизмом и во многих других войнах.

Музей ГУЛАГа необходим городу и как волнующее место живой памяти, где каждый екатеринбуржец и гость города, люди старших поколений, а особенно молодые граждане, студенты и школьники смогут пережить приобщение к трагическому, но важному для современного общества историческому опыту. Музей ГУЛАГа может и должен стать местом, где посредством трагического сопереживания этому опыту, судьбам соотечественников-земляков, посредством потрясения и очищения души («кАтарсису», как говорили древние греки) будут утверждаться высшие человеческие ценности и отвергаться зло насилия, подавления и унижения человека, чем бы они словесно ни оправдывались. Музей ГУЛАГА станет местом памяти, скорби, но и духовного научения и воспитания граждан новой России, страны, в которой мерзость и ужас сталинщины никогда больше не повторятся».

———————————————-

О необходимости создания музея Памяти написала ветеран труда, труженик тыла, дочь репрессированного отца Нина Францевна Гарелышева:

«Директору Государственного музея истории ГУЛАГа
Роману Владимировичу Романову

К Вам обращается жительница г. Екатеринбурга Гарелышева (Мали) Нина Францевна, 1932 года рождения, дочь репрессированного, погибшего в ИТЛ Мали Франца Францевича.

Мой отец был арестован 26 февраля 1938 года по статье 58-6. Наша семья, мама Мария Владимировна (в девичестве Романова), 1900 г.р., сестра Валентина, 1925 г.р. и я были высланы из города.

Как жилось семьям «врагов народа» рассказывать излишне, перед Вами тысячи поломанных судеб. Скажу только, что жили мы трое в лесу, в пустом доме, все трое работали по добыче живицы (сосновой смолы), которая во время войны была стратегическим сырьем. Я с 11 лет была официально оформлена сборщицей живицы, за что теперь являюсь труженицей тыла. Немного расскажу о судьбе отца. 20 лет мы ничего не знали нем. В 1958 году, когда началась реабилитация, получили извещение о его смерти по причине воспаления легких. Где это произошло, где покоится его прах, как найти это место, чтобы приехать и поклониться, опять оставалось тайной. Только в 1998 году, спустя ещё 40 лет, когда приоткрыли архивы, появилась маленькая справка о том, что отец отправлен по этапу в Вятлаг. Но из УВД г. Кирова мне сообщили, что Мали Ф.Ф. отправлен в Унжлаг. Тогда об этом засекреченном лагеря ничего не было известно. Спустя четыре года мне удалось найти этот лагерь, и в 2002 году, в год своего семидесятилетия, я отправилась в те места, где находился Унжлаг. Это Костромская область, Макарьевский район, село Тимошино, а за ним ещё в 20 километрах деревня Кукуй -2. За этой деревней километрах в шести и находился тот огромный лагерь, где погиб мой отец. За 50 лет после его ликвидации найти какие-то следы захоронений было уже невозможно. Все заросло глухим лесом, куда уже давно никто не ходит. Однако мне удалось найти человека, который был охранником в этом лагере. Я была счастлива, что добралась насколько было возможно до Унжлага, где кончилась жизнь моего отца. Я была близко от него. Теперь мне уже 87 лет. Я стараюсь приложить усилия, чтобы просветить молодое поколение о том страшном времени, которое пришлось пережить, чтобы правда была услышана, как говорят, из первых уст.

Но наша общая беда в том, что не все нас слушают, особенно те, от кого зависит сохранение памяти о ГУЛАГе. И как можно допустить, что в нашем миллионном городе, который насыщен адресами злодеяний 30-х годов, где на центральном проспекте стоит расстрельный дом (Ленина. 17), в подвалах которого каждую ночь были убиты десятки, а то и сотни безвинных людей, на этом доме нет мемориальной доски с соответствующим текстом.

На месте, где была расстреляна таким же беззаконным образом царская семья, построен Храм-на крови, это справедливо, но в городе нет никаких следов Большого террора! И до сих пор нет музея! А сколько ценных материалов уже накоплено о репрессиях в нашем городе! Где они, эти документы? Наши устные рассказы, экскурсии не могут заменить музей, они не долговечны, так же, как и мы. Как же нам, ещё живущим на этом свете свидетелям тех страшных лет, передавать свое наследие новым поколениям? Музей истории репрессий в нашем городе необходимо открыть и чем быстрее, тем больше сохранится документов, тем наглядней и убедительней будет представлено прошлое, которое забвению не подлежит.

С искренним уважением и пожеланием больших успехов в
Вашем благородном деле
Н. Гарелышева, ветеран труда, труженик тыла.»