22 ноября 2021 года скончался после тяжёлой болезни член нашего Межрегионального общественного совета Алексей Александрович Зыков.
Долгие годы он был председателем Свердловской областной
общественной организации «Семьи погибших воинов», много лет занимался поиском без вести пропавших во время второй мировой войны солдат, одним из инициаторов установки камня в память погибших уральцев 1939-1945 гг. Алексей Александрович вел передачу на Православном радио, получал множество откликов и продолжал, даже будучи тяжело больным человеком, помогать людям искать родных.
«Я считаю, что настала пора наградить всех, кто погиб или пропал без вести в ходе боёв, умер от ран и болезней, сгинул в плену во время Второй мировой войны, – с жаром убеждал Алексей Зыков журналиста «Областной газеты» во время своего последнего интервью . – Все они внесли свой вклад в Победу, хотя не все были отмечены медалями и орденами. Надо обязательно это исправить.
Этого человека не случайно волновала тема войны и страшной цены, которую наш народ заплатил за Победу. Его матери, Павле Васильевне, пришлось поднимать четверых детей в одиночку. Глава многодетной семьи, Александр Зыков, ушёл на фронт. Последнее письмо жене он написал в 1943 году из госпиталя, где проходил лечение после ранения и откуда он снова отправился воевать. Следующим было официальное извещение: «Ваш муж, рядовой Александр Алексеевич Зыков, пропал без вести…»
Пропал – не значит убит. Павла Васильевна, как рассказывал Алексей Александрович, до последнего часа своей жизни не верила в гибель мужа. Таким, как она, пришлось нелегко. Пенсию на детей за без вести пропавших воинов не платили, и молодой женщине надо было растить четверых детей на крошечную зарплату столовского повара. Ребятам тоже было несладко. Алексей Александрович так и не смог забыть один эпизод из своего детства. За какую-то мальчишескую провинность в школе его вызвали на комиссию. На вопрос: «Где твой отец?» он ответил: «Погиб на фронте». А учительница, поджав губы, уточнила: «Не погиб его отец, а пропал без вести».
Долгие годы это было как клеймо. И Алексей Зыков, став взрослым, начал бороться за восстановление справедливости по отношению к тем, кто сгинул в боях, не попав в списки погибших. Вместе с единомышленниками ему удалось вернуть из небытия фамилии сотен солдат, которые числились без вести пропавшими, дать возможность их родственникам и потомкам гордиться братьями, отцами, дедами. Команде Алексея Зыкова удалось найти множество мест захоронений, о которых не знали родные.
30 ноября 2021 года все, кто знал Алексея Александровича Зыкова, собрались, чтобы почтить его память, и дали слово сделать всё возможное, чтобы воплотить в жизнь идею Алексея Александровича, которую он высказал в «Областной газете».
В 1985 году всем фронтовикам, которые не были отмечены наградами, вручили орден Отечественной войны. Но коснулось это только живых, о погибших тогда не подумали. Теперь настала пора исправить несправедливость.
Соответствующие обращения, по словам Александра Ручко, нынешнего председателя организации, были подготовлены на имя губернатора Свердловской области и депутатов Госдумы ещё до болезни Алексея Зыкова. Ждали, что он выйдет из больницы и подпишет их. Не вышел. Надеемся, что единомышленники Алексея Александровича смогут продолжить Дело его жизни.
Как и большинство сограждан, Алексей Александрович на себе испытал тяжесть репрессий, об этом он успел немного рассказать в своём интервью . Некоторые фрагменты:
— Как репрессии отразились лично на вас?
— Я не знаю, многие ли подчеркивают такую черту, как разрушенные семьи. Я чувствую свою личную ущербность. Четверо детей, мать одна, с утра до вечера на работе, бабушка осталась в деревне (Слава Богу, там ее не трогали, но, к сожалению, после войны она умерла от голода), деда нет, отец на фронте погиб.
Мы, я за себя говорю, не знали, что такое сказки, у нас в семье не было деда, который мог рассказать что-то интересное, отца. Мне было 2,5 года, когда началась война, когда забрали отца, в 43-ем году его уже не стало. И вот эта духовная ущербность, и недостаточность накопленного багажа народа. Очень многое не передалось. Как бы было мне хорошо, когда у меня появились дети, внуки, я бы им в лесу показал растения, рассказал бы сказку… а не могу, потому что я сам не рос на них. И многие росли без них. Сталинские репрессии оторвали нас от корней, разрушили семейные ценности и преемственность поколений. Крестьянская линия рода прервалась на мне и сестрах.
«Когда подъезжаем на Мемориал «Двенадцатый километр» в Екатеринбурге, видим надпись «репрессии 30-х-50-х годов». На мой взгляд, это не верно, потому что мой дед был репрессирован до 30-го года. Было бы правильнее: с 1917-го и до конца советской власти, до 89-го.» — говорил Алексей Александрович.
Невозможно вспоминать Алексея Александровича без слез – настолько был человек настоящим. Всегда помогал людям, живо откликался на приглашения поделиться опытом и жизненной правдой. Очень жаль, что не успели записать побольше воспоминаний и рассказов, запечатлеть все результаты его исследований.
Предлагаем послушать запись 22 ноября 2021 года на православном радио об Алексее Алеександровиче
Вечная Память, дорогой наш друг!