Из книги «Завещание» — воспоминания Софьи Ароновны Швед:
«6 лет моей жизни без детей занимают в моей памяти большее место, чем остальные 60 лет. Правда, к 6 годам следует прибавить еще 2 года между арестом мужа и моим.
И как тут снова не вспомнить Блока: «Рожденные в года глухие, пути не помнят своего. Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего».
Забыть не можем, хотя со всех сторон слышали: «Забудьте, забудьте!»
И нельзя забывать того, что Сталин, бывший когда-то соратником Ленина, пользуясь неограниченным доверием народа к партии большевиков, превратился в тирана.
Помните и псов в образе людей, которые способны были без зазрения совести клеветать, шантажировать, вымогать любые самоубийственные показания, загонять людей в безвыходные тупики.
Помните, что окружавшие кучки псов миллионы и миллионы честных, порядочных людей не способны были противостоять им, связать их, изолировать, как изолируют взбесившуюся собаку.
Помните… Потому что никто не может дать вам гарантии, что безумие 37-года никогда не повторится.
Я пишу вам об этом в октябре 1971 года, зная, что народная молва готова простить Сталину все его прегрешения. Именно поэтому и считаю важным и необходимым рассказать о его преступлениях.
Народная молва…
Многие вообще ничего не знают или не верят рассказам о репрессиях, преследованиях честных коммунистов, простых честных людей. Другие знают и верят, но не придают значения таким «пустякам». Их близко не коснулось, значит, вообще ничего страшного не произошло.
А теперь кругом часто слышится: «Хрущеву ни дна ни покрышки, за то что он наклепал на Сталина» или «Лодыри у нас в ЖКО сидят, Сталин бы им показал!» и т. д. Имя Сталина еще и сейчас овеяно легендой для многих, и боюсь, что его преступления могут изгладиться из народной памяти. Этого быть не должно!»
Автор этих воспоминаний Софья Ароновна Швед — металлург-исследователь, член партии с 1927 года, родилась в местечке Песчанка нынешней Винницкой области в 1905 году. С шестнадцати лет начала жить самостоятельным трудом. С 1925 по 1929 год жила с мужем в Серпухове. Работала там ткачихой, была активисткой комсомольской, профсоюзной и партийной работы. Училась в Московском высшем техническом училище имени Баумана, затем, в 1931 году, перевелась в Уральский индустриальный институт имени С. М. Кирова в Свердловске, где спустя четыре года получила диплом инженера. В дальнейшем трудилась на Уралмаше, Челябинском металлургическом комбинате, на других уральских предприятиях. С 1958 года до выхода на пенсию работала старшим научным сотрудником научно-исследовательского института металлургии в Челябинске. В 1977 году С. А. Швед умерла.
Ее муж — Иосиф Соломонович Коган — в прошлом участник III съезда комсомола, преподаватель политэкономии в вузах Москвы и Урала, работник планово-хозяйственных органов. В 1935 году И. С. Коган — в то время заведующий сектором сводного планирования Уралплана — был необоснованно репрессирован; умер, находясь в заключении. Полностью реабилитирован.
В 1937 году была осуждена, как «член семьи изменника Родины», и Софья Швед. В 1943 году она была освобождена, а в 1956-м — реабилитирована.