Да, дата – 75 – впечатляет. Впечатляет и меня. Когда 9 мая отмечали рождение победы (Это было в 1945), я был ребенком. И ничего не помню такого веселого. Позднее сестры вспоминали, что мама рыдала. Вот это я смутно помню. И то могу путать годы. В сорок пятом она вряд ли плакала, но и не веселилась. Писем от отца не было давно. Но еще и с фронта густо не возвращались в июне — июле. Война повыбила крепко старшие зраста. И была у многих надежда, что объявятся домой мужья да отцы. И когда к осени вернулись в основном зрелые солдаты, но моложе наших отцов, стали ждать своих странно умолкнувших … И только года через полтора, ближе к 47-му, зачастили по домам почтальонки, извещая: ваш пропал без вести. А что так поздно? Да потому, что делали проверку: а вдруг сбежал, вдруг изменил, сотрудничал с врагом? Отделили их от солдат тяжелой судьбы, армиями попавшими в плен и там погибшие или выжившие и угодившие в «родные» концлагеря… Нам навяливают забыть про это. Не найдя зацепок к причисленным к павшим безвестно, но … не переставая подозревать, государство стало выплачивать детям за потерю кормильцев пособия (пенсии).
И стали оскорблять вдов и детей огульно, топча память безвестных. Мы, подрастая, это видели и понимали. Да что говорить, до сих пор солдафонский дух и ежовщина не истребились. Иначе не обошли бы заслуженной наградой хотя бы медалью «За победу над Германией 1941-1945гг» не вернувшихся с войны. Их вклад в разгром национал-социализма так и не признали до сего дня. Во всяком случае я с этим встречаюсь каждодневно.
Идут ко мне обращения после моих выступлений по радио и в газетах. Свежий пример. Ищут родственники сведения о последних боях лейтенанта ЛЕВАШОВА Сергея. Числится пропавшим без вести в конце 1941г. А он, воюя в составе 34 стрелкового корпуса, попал под Ельней в октябре в тиски противника… Корпус потерпел поражение. Захоронен он (или не он, т.к. ни имени, ни отчества, ни инициалы не указаны) возможно в общей могиле в Старой Руссе. Кстати, в этой могиле числится 12 041 воин. Из них известных 2 956 (в том числе и без имени Левашов) и в той же могиле НЕИЗВЕСТНЫХ 9085 солдат… А кто эти неизвестные, сосчитанные по черепам? Догадываетесь? Это безвестно павшие. И таких могил тысячи!!!
Или еще письмо из Рязанской области. Ищут Лунякова Ивана. Знают, что пропал без вести. А где? Нашел сведения сегодня, 7 мая 2020г., вышел на письмо его земляка и однополчанина – Сергея Генералова от марта 1946г.. Он сообщает военкомату:
«… 24 июля 1941г мы сидели с ним в окопе… В 6 часов утра начался бой. Я был ранен сначала легко… Рядом со мной Луняков Иван был убит насмерть, на моих глазах…». Сергей сообщает, что это было между Смоленском и Оршей. Письмо военком направил в Москву. Читаю резолюцию Управления по учету погибшего и пропавшего без вести состава Красной Армии: «В Список: Пропал без вести в июле 1941г» и неразборчивая подпись. Так стал Солдат Иван Луняков пропавшим без вести и без места и даты боя.
Тоже 7 мая работал с письмом по судьбе солдата ШНАЙДЕРА Г.В. 1910года рождения из Житомирской области. Райвоенком капитан Дорошенко приводит ссылку на свидетельства однополчан Шнайдера: «погиб 12 марта 1944года Винницкая область, с.
Лыково». И резолюция Москвы: «В Список: Учесть пропавшим без вести в марте 1944г». Это тоже 1946г, апрель. Об этих письмах родственники не знали. Так «вершители судеб в погонах» легко заклеймили подозрением не одну тысячу солдат.
Наши стенания обратить внимание на огульное оскорбление памяти солдат пока не слышат ни в наших высоких кабинетах, ни в столице. А что можно сказать о победе?
Есть такое стихотворение:
Я у победы был в гостях.
Ей трон воздвигли на костях.
И видел, как в разгаре бала
гора костей заулыбалась
оскалом серых черепов
не захороненных бойцов.
Председатель Свердловской областной общественной организации
«СЕМЬИ ПОГИБШИХ ВОИНОВ» Алексей Зыков.